Серебро от рококо до неоклассицизма

Серебряных дел мастера развивали стиль Берена до 1700-х годов. Украшение тонкими полосками металла и ромбовидным орнаментом, наряду с медальонами, содержащими бюсты в профиль, раковины и круглый орнамент в виде тарелок украшали многие изделия этого периода, например, супницы для первого и второго блюда, появившиеся в последние годы царствования Людовика XIV. После этого несоблюдение Береном точных форм привело к отклонению от основной вертикальной оси изделия, ручки приобретают более криволинейную форму. В конце 1720-х годов, после периода Регентства, появился стиль рококо. В нем природа утверждала первостепенную роль формы и декорации, подсказанную итальянским дизайном и картинами, а также декорациями Жана-Антуана Ватто (1684 — 1721). Главным дизайнером этого периода стал Жюст-Орель Мезоньер (1693 — 1750), а наиболее известным серебряных дел мастером — Тома Жермен (1673 — 1748)

НЕОКЛАССИЦИЗМ

Когда результаты раскопок Помпей, начавшихся в 1748 году, достигли Парижа, они почти немедленно вызвали реакцию против рококо. В 1760-е годы мастер рококо Франсуа-Тома Жермен, сын Тома, был сменен при французском дворе Жаком Ретьером (1707 — 1784), мастером неоклассицизма, которого, в свою очередь сменил в должности королевского мастера его сын, Жак-Никола (около 1745 — после 1777). Их работы характеризовались почти барочным применением классических форм и орнамента. Другой большой семьей серебряных дел мастеров были в этот период Огюсты, Робер-Жозеф (около 1723 — 1805) и его сын Анри (активная деятельность около 1785 — 1809). В середине 1770-х годов в моде более четкие геометрические формы, которые приобретают большую строгость в 1780-е годы, что было созвучно неоклассическим эпическим живописным полотнам художника Жак-Луи Давида (1748 — 1825)

СТИЛЬ АМПИР

В период Директории, консулата и империи появились два замечательных французских ювелира — Мартин-Гийоме Биенне (активная деятельность около 1798 — 1843) и Жан-Батист- Клод Одиот (1763 — 1850). Последний в 1809 году приобрел многие модели Анри Огюста, обеспечив таким образом продление более раннего стиля. Все три ювелира предпочитали позолоту и контрастное сочетание изобразительных элементов с большими плоскими поверхностями, оживленными чеканкой или литьем с накладным орнаментом. Книга “Приемы декорации”, издававшаяся периодически начиная с 1801 года архитекторами-декораторами Персье и Фонтеном, наряду с до сих пор модными рисунками Пиранези и изданной в 1802 году книгой Доминика Вивант-Денона “Путешествие по нижнему и верхнему Египту” (вызвавшая археологические открытия и раскопки во время наполеоновской египетской кампании) — все вместе сыграли свою роль в распространении имперского стиля.

После реставрации Бурбонов в 1815 году и до 1830-х годов стиль ампир продолжал оказывать влияние на французские вкусы. Как и повсюду в Европе, литературный романтизм, вместе с ностальгией по 18 веку и античности, возрождался во многих направлениях, наиболее значительным из которых явилось возрождение рококо. Демонстрация ярких образцов “антикварного” столового серебра на французских национальных выставках способствовала популярности стиля трубадуров (средневекового романтизма) в изобразительном и декоративном искусстве до самого конца 19 века. Методы гальванопокрытия и гальванопластики нашли большое распространение как во Франции, так и в Англии, и были представлены на международных выставках. Известными мастерами в этой области были Шарль, а позже Поль Кристофль и Франсуа- Дезире Фромен-Мерис, чьи работы в техническом отношении были гораздо выше их зарубежных соперников. В 1870-х и 1880-х годах во французских изделиях из серебра появилось восточное влияние, особенно японское, наряду с дальнейшим развитием рококо, ренессанса и классицизма.