Бельгийская мебель 19 века

Бельгийский архитектор Виктор Орта в 1892 году спроектировал дом в Брюсселе для инженера Эмиля Тасселя в чрезмерно ярком и необузданном стиле модерн. Он был отмечен извилистыми линиями и завитками железных конструкций, цветным стеклом, деревянными изделиями и стенным декором. Часть мебели, спроектированной Орта для дома Тасселя, имела менее новаторский вид, чем само здание. Буфет, к примеру, с застекленными стенными шкафами наверху, увенчанный фронтонами с Б-образной волютой и парой каделябров с несколькими извивающимися ручками, выглядел бы вполне уместно в интерьере рококо. С другой стороны, изобилие искривленных стретчеров и опор под стульями и столами было характерно для модерна.
В 1890-е годы стиль Орта стал более сдержанным, и к 1905 году он совершенно отказался от модерна. Для его мебели характерны абстрактные формы, берущие свое начало в природе, и довольно тонкие элементы конструкции. Орта принадлежит идея встроенной мебели, которая стала столь популярной для интерьера модерна, что французский писатель Эдмон Гонкур изобрел для него прозвище “Яхт-стиль”; к примеру, банкетка могла располагаться вдоль одной стены, заворачивать за угол и заканчиваться горкой для посуды.
Серурье-Бови. На Орта оказало влияние изучение трудов Виолет-ле-Дюка и другого бельгийского дизайнера, очарованного творчеством первого — Густава Серурье-Бови (1858 — 1910). В 1884 году он посетил Англию, где на него произвели глубокое впечатление теория и практика Уильяма Морриса, лидера Движения искусств и ремесел. Его ранняя мебель в основе своей имела проекты, опубликованные в лондонских журналах “Мебельный мастер” и “Британский архитектор”. Мебель, которую он выставил в 1894 году в Салоне свободы эстетики, выставочном обществе, сформированном бельгийскими художниками и дизайнерами, все еще была ориентирована на английский стиль искусств и ремесел; но в той мебели, которую он показал в Салоне в следующем году, хотя она и была сделана из простого дерева с железными вставками, сильно ощущались причудливо изогнутые элементы модерна.
В следующем десятилетии мебель Серурье-Бови отражала противоречие между его восторженным почитанием Морриса с его простой конструкцией из обшивных досок и панелей и его энтузиазмом к бельгийской и французской яркости. Его мебель стала очень популярной, и вскоре он стал управлять большой фабрикой в Льеже. В 1899 году он открыл розничную торговую точку в Париже под названием “Искусство в доме», и его мебель демонстрировалась на
Парижской выставке 1900 года в Голубом павильоне. Подобно английским мастерам, творчество которых Серурье-Бови так сильно почитал, он использовал для своей мебели дуб. Незадолго до смерти он начал проектировать мебель с отчетливыми геометрическими элементами как в конструкции, так и в декорации.