Нижнее белье, как верхняя одежда

Современный вариант бюстгальтера появился в 1913 году. Его автором стала американская светская львица Мэри Фелпс Джейкоб (1891-1970) под псевдонимом Кэресс Кросби. В отличие от корсета, призванного подчеркнуть определенный социальный статус и неприступность — а ранее единственного приспособления, поддерживающего грудь — бюстгальтер принес с собой ощущение современности и освобождения от оков. Однако лишь в конце 20 столетия бюстгальтер и корсет стали заметной частью моды. В попытке возродить интерес к корсетным изделиям прошлого, такие дизайнеры, как Вивьен Вествуд, Жан-Поль Готье и Александр Маккуин, трансформировали этот объект условностей и сексуализации в набирающее обороты, мощное средство выражения женского естества.

Британский дизайнер Вествуд в своей осенне-зимней коллекции 1982/83 Buffalo Girls в перуанском стиле превратила нижнее белье в верхнее. В изделиях этой линейки удлиненные корсеты из коричневого атласа с глубокой спинкой и круглыми чашечками надевались поверх изделий из шерсти и асимметричных топов. Утратив свою функциональную роль и назначение поддерживать и приподнимать грудь, бюстгальтер превратился в декоративный предмет одежды, подрывавший понятия о том, что является приличным и допустимым. В предыдущие столетия корсет формировал женскую фигуру, придавая ей определенные пропорции: он подчеркивал талию, бюст и бедра. Таков был силуэт песочных часов, олицетворявший женскую натуру. В 1990 году Вествуд воспользовалась сексуальным подтекстом корсета, поместив фотографию с изображением картины художника Франсуа Буше Пастух, наблюдающий за спящей пастушкой, на короткий корсет собственного производства. Несмотря на жесткую конструкцию, корсет застегивался на молнию сзади, а боковые панели кремового цвета имели эластичную подкладку из лайкры для большего комфорта.

Французский дизайнер Жан-Поль Готье превратил корсет в стратегически важный атрибут власти, позволявший владелице самостоятельно контролировать свою сексуальность. Его легендарные костюмы для турне Мадонны ‘Blond Ambition’ 1990 года максимально подчеркивали сексуальность певицы. Облачившись в корсет конической формы, она бросала громкий вызов устоявшимся понятиям женственности (справа). Нежно-розовый атлас-дюшес резко контрастировал с жесткой конструкцией бюстгальтера-пули и молнией посередине. Чтобы подчеркнуть тонкую талию, Мадонна надела ремень в военном стиле, который издавна считался предметом верхней одежды. Подвязки, открытые для обозрения, выполняли скорее декоративную роль, нежели функциональную. Для того же турне Готье создал комбинацию будуарного наряда с офисным стилем – пиджак — смокинг косого кроя с остроконечными чашечками.

По слухам, Готье создал первый остроконечный бюстгальтер для своего медвежонка в возрасте 6 лет, и с тех пор оно считается его «фирменным» изделием. Впервые такие бюстгальтеры и корсеты со шнуровкой сзади появились в осенне-зимней коллекции 1984/85 года Gaultier’s Barbes. Эти изделия сшиты из приятного на ощупь оранжевого бархата, контрастирующего с остроконечной формой чашечек. В отличие от соблазнительного нижнего белья и корсетов прошлых столетий, острия чашечек устремлялись по диагонали, не сжимая и не приподнимая при этом грудь. Ассоциация между сексуальной доступностью и корсетными изделиями становилась более размытой по мере того как чашечки становились все более острыми, запрещая какое бы то ни было посягательство на частное пространство владелицы. Корсет Мадонны имел четкую параллель с бюстгальтерами 1950-х, тогда как оранжево-коричневое платье с корсетом — это своеобразная попытка предложить нечто более блеклое и в то же время неотразимое.

После возрождения корсетов в коллекциях Вествуд и Готье проникновение некогда нижнего белья в современную моду стало обычным явлением. Французский дизайнер Кристиан Лакруа представил на суд зрителей корсет в романтическом стиле 18 столетия в своей первой коллекции 1987 года. Другие же дизайнеры, включая бельгийца Оливье Тискенса и Александра Маккуина, делали выбор в пользу более мрачных вариантов в стиле садо-мазо. Маккуин, сочетавший декоративную отделку с идеальной приладкой по фигуре, превратил корсет в объект фетишизма в мейнстриме, выпустив коллекцию в стиле доминатрикс Dante (1996) и корсет Guerrilla для коллекции № 13 в 1999 году.