Сервитут, обременение и ипотека в Канаде

Потенциальные обременения права собственности на недвижимость в общем плане связаны с правом удержания имущества, однако обременения могут также возникнуть и, например, в случае банкротства или на основании судебного приказа об обращении взыскания на имущество, переданное шерифу.

В некоторых юрисдикциях в Канаде право на недвижимость может приобретаться через владение, основанное на утверждении правового титула вопреки притязанию другого лица. Такое право собственности может быть заявлено собственником прилегающего участка, если он сможет подтвердить, что 10 лет занимал определенный участок земли и на протяжении этого срока собственник данного участка не беспокоил его и не выдвигал никаких возражений. В свою очередь, может быть приобретен постоянный сервитут, если в течение 20 лет без чьего-либо согласия собственник прилегающего участка земли пользовался определенным правом на землю, например, правом прокладки дренажных систем через соседний участок земли или право на достройку крыши, заходящей на территорию соседнего участка. Сервитуты также могут создаваться на основании договора. Например, собственник земли может предоставить своему соседу право прохода через свой участок.

Несмотря на широкое применение сервитутов для регулирования случаев совместного использования путей подъезда, общих стен смежных зданий, подъездов к берегу озера или коммунальных систем, включающих электрические кабели и газопроводы, подземные канализационные системы и водопроводы, в договорах застройки земельных участков часто используются ограничительные условия.

Еще одной формой обременения прав собственника недвижимости является обеспечительный интерес в форме либо ипотеки /залога, зарегистрированного в отношении титула собственности, либо права на определенное движимое имущество, которое может быть зарегистрировано в соответствии с системой регистрации обеспечения личной собственности определенной провинции.

Первая система регистрации в Канаде была введена в 1795 г. парламентом Верхней Канады. Эта система регистрационных бюро муниципальных земель сохранилась до настоящего времени. Однако с развитием микрофильмирования и Интернета теперь в определенных юрисдикциях стал возможен доступ к системе регистрации земель в электронном виде без физического посещения бюро регистрации. При подаче документа, который не обязательно относился к какому-либо участку земли, он регистрировался в общем реестре, содержащем указатель доверенностей, указатель завещаний и общий указатель депонированных документов.

Система регистрации требует обязательного проведения проверки предыдущих актов регистрации з отношении определенного участка земли за 40 лет перед каждой последующей передачей права собственности на землю. В 1885 г. в Онтарио была введена система правовых титулов на землю, при которой муниципальный офис выдавал соответствующий документ о собственности на конкретный участок земли.

С введением системы правовых титулов на землю, основанной на системе Торренса, разработанной в 1850-х гг. в Австралии и применяемой в большинстве западных провинций Канады, правительственная гарантия титула облегчила установление права собственности и любых других прав, которые могут влиять на правовой титул. Система правовых титулов на землю включает в себя общий реестр, в котором регистрируются все сделки с участком земли, а также реестр арендованной недвижимости, дорожный реестр, реестр Trans Canada Pipeline, реестр доверенностей, журнал исполнительных актов и реестр, установленный Законом о кондоминиумах.

Хотя системы регистрации земельной собственности поддерживаются органами местного самоуправления, население само должно заниматься подготовкой и регистрацией правовых инструментов. Этот процесс, называемый обычно передачей прав собственности на недвижимость, осуществляется юристами с участием помощников юриста и нотариусов по операциям с недвижимостью. Однако, прежде чем право на недвижимое имущество перейдет от продавца к покупателю, стороны должны договориться о передаче. Обычно до передачи законного правового титула покупателю заключается договор купли-продажи недвижимости. В процессе передачи права на недвижимое имущество выделяются два этапа: первый — заключение договора между сторонами, определяющего права, подлежащие передаче, и второй — передача права собственности посредством регистрации в местном регистрационном бюро.